Дата публикации на сайте:
URL: https://vlasov.kostromka.ru/drawing/portraits/shklovsky.php

Виктор Шкловский

Виктор Шкловский
Виктор Шкловский. Рисунок А. Власова. 2014
Бумага, шариковая ручка. 30 x 42 см.

Так говорил Виктор Шкловский

Далеко не полное собрание
афоризмов, парадоксов и прочих bons mots,
написанных или произнесённых
известным русским литератором,
языко-, литературо- и киноведом
Виктором Борисовичем Шкловским
в XX столетии,
задолго до появления Твиттера

  • «Когда мы уступаем дорогу автобусу, мы делаем это не из вежливости».

  • «Пока я, вероятно, писатель для писателей, а не писатель для читателя, но я никого не тороплю».

  • «Что говорить, скверное время. Но ведь все времена плохие. Для литературы не бывает хороших времён».

  • «Мы получаем деньги не за труд, а за трудности, с которыми их получаем».

  • «В 1918 году в Самаре мне нужно было по некоторым обстоятельствам на время куда-нибудь скрыться. Был один знакомый доктор. Он устроил меня в сумасшедший дом. При этом предупредил: только никого не изображайте, ведите себя, как всегда. Этого достаточно…»

  • «Художественное построение сложно, оно имеет множество родителей.
    Причём законные дети рождаются тем же способом, что и незаконные...»

  • «[Телефонный разговор с Л. Я. Гинзбург]:
    — Скажите, пожалуйста, Виктор Борисович, почему Маяковский ушёл из Лефа?
    — Чтоб не сидеть со мной в одной комнате.
    — А вы остались в Лефе?
    — Разумеется, остался.
    — А кто ещё остался?
    — А больше никого».

  • «Моя специальность — не понимать».

  • «“Машина Эмери” [Михаила Слонимского] — способная книга, но писать её не стоило».

  • «Есть плохие писатели, графоманы — с ними легко. Есть хорошие писатели, полновесные люди — с ними легко. А есть такие, которые лезут в литературе не в свои двери, — с ними трудно…»

  • «Изображение садизма на сцене и есть садизм».

  • «Я очень неприспособленный человек. Я умею только три вещи: писать, разговаривать и скандалить».

  • «Любовь — это пьеса. С короткими актами и длинными антрактами. Самое трудное — научиться вести себя в антракте».

  • Когда Эльза [Триоле] спросила меня, отчего я ушёл от жены к Серафиме, я ей объяснил: “Та говорила мне, что я гениальный, а Сима — что я кудрявый!”»

  • «Моя жена по каждому вопросу имеет два мнения, и оба окончательные, поэтому мне довольно трудно…»

  • «Вещи делают с человеком то, что он из них делает».

  • «Когда приходит докучливый посетитель, я пускаю в ход глушитель системы Шкловского: начинаю говорить сам и не закрываю рта до тех пор, покуда он не уходит».

  • «…“Литературообразные” люди. Лет 50 пишут, а ты их не знаешь, ничего не читал…»

  • «Список рецензий на меня составляет 78 страниц. И подавляющее большинство из них — ругательные.
    Есть вещи, которые у меня ругают 50 лет подряд. Например, “Искусство как приём”. Ругают уже два поколения. Не стоит ли призадуматься — что же это за вещь, если её так долго ругают?»

  • «Писатель — пчела и соты вместе. В соты вкладывает труд много пчёл — до этой пчелы и одновременно с ней».

  • «В Берлине со мной на бульваре раскланялся верховой, а потом пригласил в гости. Это был Василий Иванович Немирович-Данченко. Вся квартира была заставлена томами его собственных сочинений. “Я пишу каждый день лист высоко-художественной прозы”, — сказал он мне. И прочитал что-то. Действительно, это можно было печатать. Настолько плохо, что можно печатать».

  • «Работать трудно. Пролезаю сквозь пишущую машинку, как рельс сквозь прокатный стан».

  • «Моё остроумие, которым меня упрекают, — это след инструмента, это некоторая недоработанность».

  • «Единственный способ написать — это писать. Упорно, день за днём».

  • «…нельзя же так: одни в искусстве проливают кровь и семя. Другие мочатся. Приёмка по весу».

  • «Годами валяется ненужная книга, вы наконец от неё избавляетесь, и на следующий день она оказывается вам позарез нужна. Это проверено».

  • «Мимо нашей дачи в Переделкино рысью пробежал Евтушенко, торопясь за границу…»

  • «Один из способов убийства писателя — засахаривание в меду».

  • «Видал карточку (кажется) К. Федина.
    Он сидит за столом между статуэтками Толстого и Гоголя.
    Сидит — привыкает».

  • «Справедливость в конце концов торжествует. Но жизни не хватает».

  • «Если в 10 дней человек может написать одну книгу, то в 360 дней он не напишет 36 книг, здесь нет простых функциональных связей…»

  • «Мы так одичали, что не ходим на четвереньках только по рассеянности».

  • «…что в стихах тема?
    Так — гвоздь, на котором можно повеситься самому, а можно и повесить только шляпу».

  • «Самое главное — уметь доводить скандал до конца».

  • «Моему знакомому цензор сказал: “У вас стиль удобный для цензурных сокращений”».

  • «Счастье — это не покой, а качество сознания».

  • «Только у очень занятых людей бывает свободное время».

  • «Творчество даёт принудительную молодость. Нельзя писать, будучи стариком».

  • «Читай, не боясь разбросаться. Новые мысли растут не из книг, а на пространстве между ними».

  • «Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные шнурки…»

  • «Я впервые напечатался в 1908 году. Устаёшь от одной этой даты».

  • «Говорят — молодость прошла. А у меня такое чувство, что прошла уже и старость».

По изданиям: Березин В. С. Виктор Шкловский. М.: Мол. гвардия, 2014; Гинзбург Л. Человек за письменным столом: Эссе. Из вос­поминаний. Четыре повествования. Л.: Сов. писа­тель, 1989; Довлатов С. Записные книжки // Довлатов С. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. СПб.: Азбука-классика, 2003; Катанян В. В. Прикосновение к идолам. М.: Вагриус, 1997; Сарнов Б. М. Скуки не было. Вторая книга воспоминаний. М.: Аграф, 2006; Шкловский В. Гамбургский счёт. СПб.: Лимбус Пресс, 2000; Шкловский В. Письма внуку // Вопросы литературы. 2002. № 4.

Жили-были. Рассказывает Виктор Шкловский
Режиссёр Ю. Белянкин, 1977

Комментариев: 0